Петербургские корабелы наращивают объемы
31 мая 2016

Петербургские корабелы наращивают объемы

Петербургское судостроение сегодня находится на подъеме – сразу по нескольким причинам. Как в силу кратного увеличения гособоронзаказа, так и вследствие политики импортозамещения.

Нынешней весной вице-премьер по «оборонке» Дмитрий Рогозин на заседании Морской коллегии в Севастополе официально запретил размещение выгодных судостроительных заказов объемом более миллиарда рублей на иностранных судоверфях.  

Согласно его распоряжению, по мере того, как мощности отечественных судостроителей будут высвобождаться, заказчики и исполнители должны заранее предполагать их загрузку новыми заказами. Контролировать исполнение поручения вице-премьера будет специальная правительственная комиссия по импортозамещению. Тем не менее, как признаются сами корабелы, полностью заместить некоторые иностранные комплектующие им пока не удалось, в связи с чем часть заказов до сих пор не выполнена.

Судозаводы работают «с полной загрузкой»

По данным Комитета по промышленной политике и инвестициям, судостроительная отрасль Петербурга сегодня включает 43 организации, на которых работают более 50 тысяч специалистов. Продукция судостроения составляет более половины от всей продукции ОПК, выпускаемой в нашем городе. Объем гособоронзаказа, размещаемого на петербургских предприятиях, за 2015-й год вырос на 20 процентов и составил 250 млрд рублей. При этом совокупный доход питерских судостроителей превысил 150 млрд рублей.

Многие из них входят в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), оборот которой за 2015-й превысил 380 млрд рублей. По мнению экспертов рынка, в 2016-м объем гособоронзаказа для судостроителей Петербурга может вырасти еще на 20-30 процентов. По данным представителей предприятий, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), на верфях Петербурга в 2016-м будет спущен на воду целый ряд ледоколов, подлодок, судов и малых кораблей, а многие из них сегодня загружены заказами на несколько лет вперед.

«Балтийский завод» в конце мая намерен осуществить спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220, который строится с 2013-го. Новейшую линейку самых больших и мощных в мире ледоколов проекта 22220 спроектировало ЦКБ «Айсберг» по заказу ФГУП «Атомфлот». И если головное судно, «Арктика», уже практически готово к сдаче заказчику, то первый серийный ледокол, «Урал», заложен в конце мая 2015-го. По сравнению с предыдущим поколением ледоколов, новые атомоходы имеют повышенные эксплуатационные характеристики по мощности и водоизмещению. Их длина - 173 метра, ширина - 34 метра, минимальная рабочая осадка - 8,55 метра, водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. Особенно корабелы подчеркивают многофункциональность новых ледоколов – их можно будет использовать как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

В свою очередь, одно из крупнейших предприятий России «Адмиралтейские верфи» по контракту с Минобороны до конца нынешней весны спустят на воду (а до конца ноября - передаст заказчику) две подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка». Напомним, серия из шести субмарин типа «Варшавянка» строится на «Адмиралтейских верфях» для Черноморского флота. Сейчас в состав ВМФ России приняты уже четыре лодки серии. Кроме того, в апреле на «Адмиралтейских верфях» уже спустили на воду (также в рамках гособоронзаказа) ледокол-буксир «Илья Муромец» проекта 21180. Это - судно ледокольного обеспечения длиной 84 метра, шириной 20 метров и водоизмещением 6 тысяч тонн.

По словам главнокомандующего ВМФ РФ Виктора Чиркова, также на «Адмиралтейских верфях» уже в конце нынешнего года начнут строиться лодки нового поколения, проекта 677 «Лада». Контракт на достройку первых двух серийных лодок проекта 677 («Кронштадт» и «Великие Луки») между ВМФ России и предприятием уже заключен, а вскоре корабелы могут получить контракт и на строительство третьей серийной лодки. Помимо контрактов с Минобороны, в портфеле «Адмиралтейских верфей» - заказы на дизель-электрические подводные лодки для ВМФ Вьетнама и Алжира.

«Средне-Невский судостроительный завод» в июне передаст ВМФ головной тральщик проекта

12700 «Александр Обухов». А 29 июля 2016-го спустит на воду первый серийный тральщик проекта 12700 «Георгий Курбатов» (его сдача намечена на сентябрь 2017-го). В этот же день на заводе состоится закладка третьего по счету корабля проекта, а в декабре - четвертого.

Базовые тральщики проекта 12700 спроектированы ЦКМБ «Алмаз», их водоизмещение составляет 890 тонн, длина - 61 метр, ширина - 10 метров, скорость хода - 16,5 узлов, экипаж - 44 человека.

Кроме того, в начале июля «Средне-Невский завод» намерен спустить на воду скоростной пассажирский катамаран. В перспективе проект катамарана планируется использовать как модульную платформу - на ней можно создать и пассажирскую версию на 120 человек, и VIP-версию на 10 человек, и другие конфигурации. Стоимость головного катамарана - около 300 млн рублей, и серийные заказы на него предприятие планирует получить уже в 2017 году.

Кроме того, в июне-июле завод планирует передать заказчику головной рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э, строящийся в интересах ВМС Казахстана по линии Организации Договора о коллективной безопасности.

«Кронштадтский морской завод» в середине июля завершит реставрацию крейсера «Аврора», одного из важнейших объектов культурного наследия города. Легендарный корабль должен вернуться на место вечной стоянки в акватории Невы ко Дню Военно-морского флота России (31 июля). Напомним, построенный в 1903-м корабль длиной 126,8 м находится в Кронштадте с сентября 2014 года. На крейсере проведен доковый ремонт корпуса, заварена трещина выше ватерлинии, установлены современные системы пожаротушения, мониторинга и сигнализации. Идет восстановление исторических интерьеров.

Завод в Кронштадте также продолжает ремонт дизель- электрической подводной лодки «Дмитров» проекта 877Э, уточнили в пресс-службе предприятия. Покинув док после полутора лет, субмарина до осени пробудет у причальной стенки завода, где продолжатся швартовные и ходовые испытания.

Судостроительная фирма «Алмаз» на днях спустила на воду пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Надёжный», построенный для ФСБ РФ. Корабль проекта 22460 спроектирован «Северным проектно-конструкторским бюро» и предназначен для охраны госграницы, борьбы с терроризмом и пиратством. Водоизмещение корабля составляет 630 тонн, скорость хода - 30 узлов, дальность плавания - 3,5 тыс. миль, автономность - 30 суток, длина - 62,5 м. Корабль оборудован современными средствами навигации и связи и имеет на борту вертолет. Сейчас на судозаводе «Алмаз» продолжается строительство еще трех кораблей проекта 22460 для ФСБ РФ, а также серии морских самоходных плавучих кранов грузоподъемностью 35-150 тонн для Минобороны РФ.

В свою очередь, петербургский судозавод «Пелла» поставит ВМФ России более 10 быстроходных патрульных катеров проекта 03160 «Раптор» и рейдовых буксиров спецназначения проекта 16609. «Рапторы» используются для патрулирования прибрежных акваторий, высадки десантов и выполнения поисково-спасательных работ. Максимальная скорость катера достигает 48 узлов (около 90 километров в час). Головной катер проекта 03160 был передан ВМФ в 2014 году, в 2016-2017-м заказчики поучат еще не менее 3-4 единиц катеров.

Временные трудности «Северной верфи»

Большие сложности с выполнением гособоронзаказа еще в прошлом году возникли у петербургского судозавода «Северная верфь». Поэтому сейчас предприятие не может похвастаться стремительным ростом выручки: по итогам 2015-го доход судозавода составил 13,5 млрд рублей (на 3 млрд рублей ниже уровня предыдущих лет). Тем не менее, завод регулярно получает контракты на строительство надводных кораблей для ВМФ РФ, общий портфель заказов верфи превышает 200 млрд рублей.

После того, как страны Запада ввели против России экономические санкции, а Украина прервала военно-техническое сотрудничество из-за присоединения Крыма к РФ, верфь не смогла продолжить строительство корветов нового проекта 20 385, а также фрегатов, которые оснащались импортными двигателями. Украинское госпредприятие «Зоря – Машпроект» в Николаеве поставляло «Северной верфи» газотурбинные двигательные установки для фрегатов. Сейчас из восьми фрегатов, которые должна была построить «Северная верфь» по проекту 22 350 (каждый – ценой около 18 млрд рублей), двигателями обеспечены лишь два корабля. А германская компания MTU из–за санкций прекратила поставки двигателей для корветов проекта 20 385.

Всего по контрактам с Минобороны «Северная верфь» должна построить восемь корветов этого проекта. Два из них («Гремящий» и «Проворный»), заложенные в 2012–2013 годах, пока остаются на

стапелях. Впрочем, на предприятии сообщили, что намерены перейти на корветы более старого проекта 20380, где не используются иностранные двигатели.

Фрегатам для отечественного флота тоже осталось ждать достройки не так уж долго. Как сообщил на днях вице-президент ОСК Игорь Пономарев, испытания опытного образца газотурбинной установки российского производства для кораблей проекта 22350 намечены на 2017-й. А уже в конце 2017-го возможна поставка первой серийной установки для оснащения фрегата на «Северную верфь». Отечественные газотурбинные двигатели разрабатывает НПО «Сатурн» в городе Рыбинске.

Тем временем на «Северной верфи» завершаются испытания энергетической установки судна тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус» для ВМФ России. В ближайшие две недели на судно заселится экипаж для участия в заводских ходовых испытаниях. «Эльбрус» - головное судно в серии из трех судов тылового обеспечения, заложенное в 2012 году. Два других судна – «Всеволод Бобров» и «Капитан Шевченко» - были заложены в 2013 и 2014 годах, и будут сданы заказчику в ближайшие полтора года. Суда предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег и различные корабли. Кроме того, до конца года на «Северной верфи» спустят на воду первое серийное судно связи «Иван Хурс» проекта 18280, строящееся с ноября 2013-го.

Перспективы развития глазами ОСК

Говоря о перспективах развития судостроительной отрасли Петербурга, многие эксперты напрямую связывают их с планами на ближайшее будущее, не так давно озвученными руководством ОСК.

- Стратегия развития нашей корпорации устанавливает цель из множества задач – четкую и ритмичную работу по выполнению гособоронзаказа и госпрограммы вооружения. Два основных направления - строительство подводного флота и надводных кораблей, эффективность которого, мы стремимся повышать, внедряя принципы модульного строительства и минимизируя типажи военных кораблей, - говорит президент ОСК Алексей Рахманов. - В гражданском судостроении наш приоритет - обеспечение растущего спроса крупнейших российских нефтегазовых и судоходных компаний. Освоение шельфовых месторождений Дальнего Востока и Арктики, рост значения Северного морского пути и потребность гражданского флота РФ в кардинальном обновлении прямо влияют на наши планы развития.

Кроме того, руководство ОСК озвучило планы по скорейшей технологической модернизации верфей – с целью превратить их в многопрофильные производственные единицы, способные работать как с военными, так и с гражданскими заказами. По мнению аналитиков, обороты ОСК, а вместе с ней – и большинства петербургских верфей, в этом году будут только нарастать. Если суммарная выручка корпорации за 2015 год составляла порядка 380 миллиардов рублей, а чистая прибыль – более 10 миллиардов, то целевой показатель ОСК на 2016-й – около 410 миллиардов рублей выручки и более 15 миллиардов чистой прибыли.

Менее позитивным для корабелов выглядит распределение заказов на «оборонку» и «гражданку» - военная продукция неизменно превалирует, и снизить ее долю удастся еще не скоро. По данным судостроителей, доля гражданского судостроения на предприятиях ОСК в этом году составит 10-12 процентов, и лишь к 2025 году планируется довести ее до 25 процентов. Доля иностранных заказов по линии ВТС составляет еще 15 процентов, а оставшиеся 75 – это выполнение гособоронзаказа.

В целом президент ОСК формулирует перспективы корпорации, а вместе с ней – и отечественного кораблестроения - в четырех пунктах.

- Главное направление работы – превращение ОСК в глобально конкурентоспособную компанию. Для этого нужны изменения по ключевым направлениям. Первое и главное – экономическая эффективность и способность контролировать свои затраты. Второе – техническое перевооружение и модернизация верфей. Нужны нестандартные решения, которые дадут быстрый эффект за короткий срок. Один из таких вариантов - концепция «распределенной верфи», подразумевающая тесную межзаводскую кооперацию. Третье – новое качество взаимодействия КБ и верфей, ведь все проблемы, которые возникают на стадии производства, заложены проектантами. Четвертое – поиск и подбор лучших руководящих кадров: все проблемы на ряде судозаводов - только от отсутствия сильного хозяина, способного навести порядок и в производстве, и в финансах, - заключает Рахманов.

Автор: Иван Самолетов.

Фото: Балтфото.

Материалы по теме
Комментарии